Исторически высшее образование было прерогативой мужчин, а как обстоят дела сейчас?
В двадцатом веке студенты мужского пола доминировали в системе высшего образования большинства стран. В начале XXI века этот разрыв не только сократился, но и наблюдается противоположная тенденция. В статье рассматриваются показатели, характеризующие долю женщин в общем числе студентов высших учебных заведений в регионах России.
Процесс исследования включал в себя пять этапов. На первом этапе были сформированы исходные данные, описывающие численность и гендерную структуру студентов, обучающихся по программам высшего образования в 2017, 2018, 2019 и 2020 годах. На втором этапе были рассчитаны значения удельных весов числа студенток в общем количестве учащихся для каждого из регионов. На третьем этапе распределение показателей по регионам оценивалось на основе разработки математических моделей. На четвертом этапе были определены средние значения показателей по регионам России, а также диапазоны, в которых находятся значения этих показателей для большинства из них. На пятом этапе были определены регионы, которые характеризовались максимальными и минимальными значениями показателей по данным 2020 года.
В исследовании использовалась официальная статистическая информация Министерства науки и высшего образования Российской Федерации за 2017-2020 годы о численности и гендерной структуре студентов, обучающихся в высших учебных заведениях в 82 регионах России.
Результаты вычислительного эксперимента показали, что в среднем в регионах наблюдалась феминизация высшего образования, поскольку доля женщин в количестве студентов находилась в диапазоне от 52% до 55%. В то же время в большинстве регионов число студентов женского пола превышало число учащихся мужского пола.
Исследование показало, что территориальное расположение регионов существенно не влияет на максимальные и минимальные значения показателей.