Рефрен заседания - высшее образование не может развиваться в отрыве от экономики, которая на данный момент переживает фундаментальные изменения. По словам министра науки и высшего образования Валерия Фалькова, выступившего перед ректорами, главный запрос в адрес образования со стороны экономики — это гибкость. При этом министр указал на то, что современная классическая система подготовки 4+2 не позволяет выпускникам специалитета поступить на бесплатное место в магистратуру. Для адаптации к запросам рынка труда глава Минобрнауки РФ предложил рассмотреть другие варианты построения программ и дать выпускникам специалитета те же права, что и выпускникам бакалавриата.
«Гуманитарный цикл высшего образования в рамках технической подготовки будет восстановлен в своих правах. Его первоочередная задача — сформировать личность российского интеллигента. Для нас немаловажно, что мы должны не только удовлетворять потребности экономики, но и заниматься формированием полноценной личности», — подчеркнул Фальков.
По словам министра, одна из актуальных задач сегодня — по-новому посмотреть на знакомые элементы и сделать необходимые корректировки. В частности, магистратура должна быть сосредоточена на тех площадках, которые могут ее обеспечивать, в том числе в тесной кооперации с технологическими партнерами и прикладными магистерскими программами.
Президент Российского союза ректоров, ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий подчеркнул, что национальная система образования в России должна учитывать принципы баланса фундаментальности образования и прикладного результата, междисциплинарности, единства научных исследований и преподавания, гибкости образовательных и профессиональных траекторий, а также возможность получения дополнительных квалификаций.