В Ульяновской области проходит региональный образовательный форум «Качество образования: открытые возможности». Это целый комплекс социально-значимых мероприятий, в программе которого проведение творческих мастерских, круглых столов, выставок, конференций, научно-педагогических собраний, фестивалей педагогического мастерства. Основная задача форума – обобщить опыт региональной образовательной системы, способствуя повышению качества образования и достижению договорённостей по вопросам развития образования как в регионе, так и в масштабах Российской Федерации.
В рамках форума 24 августа в Ульяновском государственном университете состоялся мастер-класс для педагогов и руководителей образовательных учреждений региона и проектная игра для школьников. Куратором мероприятия стала проректор по инновационному развитию Наталья Ильина. Тренером и спикером на площадке - Павел Рабинович, к.т.н., доцент, ICP, KMP I, ICP-ATF, ICP-APM, лауреат премии Правительства России в области образования, руководитель центра образовательных проектов Федерального института развития образования, сооснователь проектной образовательной экосистемы «КосмОдис», эксперт по созданию мотивирующих интерактивных образовательных сред и техносферы образовательных организаций.
Тема мастер-класса - «Проекты, меняющие школу: ответы на вызовы цифрового разума», выбрана не случайно. Мы живём в сетевом столетии, VUCA-мир, цифровая революция, big data, академическая мобильность, искусственный интеллект, автоматизация и роботизация… Заглянем в школу: ученики поколения NET - представители XXI века, учителя постепенно переходят в XX век, а сама школа остается в XIX веке. Классно-урочная система индустриального образования ведет к загрузке детей информацией вместо мотивации к активному познанию и формирования универсальных компетенций и учебных действий, так необходимых в условиях неопределенности и скоростных изменений. Отсюда нежелание и неумение детей учиться.
На встрече участники обсудили как мотивировать детей к познанию, куда направить их интеллектуальную энергию и креатив, как избавиться от типовых домашних заданий и дать возможность детям вместе со сверстниками делать интересные проекты.
Павел Рабинович рассказал, что уже сделано в этом направлении: адаптированы к условиям российской школы международные стандарты и методологии управления проектами (Agile, PMI), создан банк проектных заданий и маршрутных листов (бэклогов уроков) по разным предметам, отработаны процедуры демонстрации образовательных результатов и ретроспективы.
На встрече были представлены возможности, инструменты и опыт проектной трансформации школ Москвы, Московской области, Республики Мордовия и других субъектов России, затронуты вопросы оценки результатов проектной работы, организации школьных проектных офисов, центров компетенций и R&D.
Каждый участник получил сертификат о прохождении мастер-класса.
После мастер-класса прошла проектная игра для школьников под названием «Скрамус». Ведущим тренером игры выступила Диана Рабинович, ученица 9 класса лицея ВШЭ, представлявшая проектный офис «КосмОдис». Павел Рабинович активно ассистировал во время мероприятия. Участие в игре принимали ученики пятого класса Лингвистической гимназии города Ульяновска.
Игра представляет собой один из вариантов урока для учащихся средней и старшей школы, а также один из способов разработки и реализации проектов в школьном образовании. Школьники активно участвовали в групповой работе по созданию проектов и презентации собственных идей.