Мировые рейтинги как продукт глобализации задают вектор развития национальных систем образования, становятся важным инструментом стратегического позиционирования и глобального брендинга университетов.
Однако на национальном уровне пока не созданы необходимые условия для продвижения российских вузов в глобальное пространство высшего образования.
Отмечаются слабые показатели и негативные тенденции в направлении интернационализации деятельности российских университетов (доля иностранных студентов, привлечение ведущих зарубежных профессоров, повышение доли и роли международной кооперации ученых и т.п.), не позволяющие им занять более высокие позиции. Несмотря на ежегодное укрепление показателей российских университетов по индексу цитирования в международных библиометрических системах оценки научной активности, динамика этих процессов пока является крайне невысокой. Университеты РФ и стран СНГ по-прежнему проигрывают своим западным коллегам, т.к. научные работники печатаются в основном в национальных журналах с резко ограниченной средой международных читателей.
История развития мировых академических рейтингов университетов начинается с 2003 г. Согласно данным Европейской ассоциации университетов международные рейтинги в настоящее время охватывают не более 3% университетов мира (около 17 тысяч). В настоящее время существует около 10 международных моделей ранжирования университетов.
Рейтинги довольно сильно отличаются друг от друга, т.к. основаны на различных критериях оценки. Критериальная база рейтингов ARWU, THE и QS ориентирована в основном на англо-саксонскую модель организации западных университетов (поэтому значительные преференции получают вузы США и Великобритании) и слабо адаптирована к российской системе высшего образования, что не позволяет университетам РФ, а также вузам стран СНГ занимать передовые позиции в данных рейтингах и вызывает справедливую критику со стороны академического сообщества этих стран.
ARWU, THE и QS — это основные мировые академические рейтинги университетов, которые в той или иной степени оценивают деятельность мировых университетов в целом. Также есть достаточно известные международные рейтинги, оценивающие не всю деятельность вуза, а какие-либо отдельные ее аспекты.