АННОТАЦИЯ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая хирургия. Введение в специальность.
по направлению/специальности 31.05.01 “Лечебное дело”
- Цели и задачи освоения дисциплины
Цели освоения дисциплины:
введение студентов в специальность, определение места хирургии среди всех медицинских дисциплин; научить студента применять знания анатомии, физиологии и других фундаментальных дисциплин для решения конкретных практических клинических задач, освоить базовые принципы диагностики, лечения и профилактики хирургических заболеваний и выполнять общеврачебные манипуляции.
Изучение основ современной клинической хирургии формирует клиническое мышление и позволяет студенту в последующем успешно постичь не только диагностику и лечение отдельных хирургических заболеваний, но и освоить другие медицинские предметы.
Задачи освоения дисциплины «Общая хирургия. Введение в специальность»
Ознакомление студентов со структурой хирургических учреждений (поликлиника, стационар общей хирургии, туберкулезного диспансера), с оснащением и оборудованием хирургического кабинета. Ознакомление с работой врачей на хирургическом приеме больных. Освоение основных принципов этики и деонтологии, без которых невозможно овладеть искусством обращения с больными. Акцентировать внимание студентов на задачах хирургии; выделить группу самых распространенных заболеваний и научить оказывать экстренную помощь хирургическим больным.
При этом основными задачами дисциплины являются научить студента:
- целенаправленно выяснить жалобы больного и историю развития заболевания, проводить физикальное обследования хирургического больного (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация), намечать план обследования хирургического больного;
- организовать хирургическую деятельность с соблюдением правил асептики в помещениях хирургического стационара и поликлиники;
- определять основные хирургические синдромы и диагностировать основные виды гнойно-септических заболеваний (этиология, патогенез, классификация, клиника, основные принципы диагностики и лечения наиболее распространенных хирургических заболеваний);
- обучение студентов оказанию первой врачебной помощи при возникновении неотложных состояний;
- ознакомление студентов с принципами организации и работы лечебно-профилактических учреждений различного типа;
- формирование навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров;
-формирование навыков общения с больным с учетом этики и деонтологии в зависимости от выявленной патологии и характерологических особенностей пациентов;
- формирование у студента навыков общения с коллективом.
- Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (ВПО)
Учебная дисциплина Б1.Б.20 «Общая хирургия. Введение в специальность» относится к базовой части дисциплин специальности 31.05.01 «Лечебное дело» (уровень специалитета) высшего медицинского образования и изучается в четвертом и пятом семестрах.
Освоение дисциплины базируется на знаниях, умениях и навыках, формируемых предшествующими дисциплинами и практиками:
Биология: знания: общие закономерности происхождения и развития жизни; антропогенез и онтогенез человека; законы генетики, ее значение для медицины; закономерности наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии наследственных и мультифакторных заболеваний человека; умения: пользоваться физическим и биологическим оборудованием, работать с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами); составлять схему семейной родословной на основе опроса пациентов; навыки: определять тип наследования заболеваний внутренних органов.
Биохимия: знания: химико-биологическая сущность процессов, происходящих в живом организме, на молекулярном и клеточном уровнях; строение и биохимические свойства основных классов биологически важных соединений, основные метаболические пути их превращения; роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ в организме; правила техники безопасности и работы в химических и биологических лабораториях, с реактивами, приборами, животными; умения: обоснование стандарта биохимических лабораторных исследований при различных заболеваниях внутренних органов; навыки: интерпретации результатов наиболее распространённых методов лабораторных биохимических исследований.
Анатомия человека: знания: анатомно-физиологические особенности строения и развития организма человека; умения: соотнести топографию внутренних органов с проекцией на поверхность тела человека при клиническом исследовании больного; навыки: определять проекцию внутренних органов на поверхность тела пациента.
Гистология, эмбриология, цитология: знания: основные закономерности развития и жизнедеятельности организма человека на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гисто-функциональные особенности тканевых элементов; умение: анализировать гистологическое состояние различных клеточных, тканевых и органных структур человека; работа с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами); навыки: интерпретировать результаты гистологического исследования биопсийного материала нормальных органов.
Нормальная физиология: знание: основные физические явления и закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека; функциональные системы организма человека, их регуляцию и саморегуляцию при воздействии внешней среды в норме; умение: ориентации в механизмах функциональных процессов в организме человека; навыки: интерпретации результатов нормальных инструментальных и лабораторных методов исследования.
Учебная практика «Уход за терапевтическим и хирургическим больными»: знания: виды санитарной обработки больных, типы лихорадок, особенности наблюдения и ухода за больными с заболеваниями различных систем организма; умения: санитарная обработка больного при поступлении в стационар и в период пребывания в стационаре, смена нательного и постельного белья больного, обработка пролежней; уход за больными различного возраста, страдающими заболеваниями различных органов и систем, их транспортировка; термометрия, контроль суточного диуреза, сбор биологического материала для лабораторных исследований, антропометрия, постановка различных видов клизм, кормление тяжелых больных; дезинфекция и предстерилизационная подготовка медицинского инструментария, материалов и средств ухода за больными; навыки: уход за больными с учетом их возраста, характера и тяжести заболевания; уход за тяжелобольными и агонирующими больными.
- Требования к результатам освоения дисциплины
Изучение дисциплины «Общая хирургия. Введение в специальность» в рамках освоения образовательной программы направлено на формирование у обучающихся следующих общепрофессиональных и профессиональных компетенций:
№ п/п |
Индекс компетенции |
Содержание компетенции (или ее части) |
В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны: |
||
знать |
уметь |
владеть |
|||
1 |
ОПК-8 |
Готовность к медицинскому применению лекарственных препаратов и иных веществ и их комбинаций при решении профессиональных задач. |
Лекарственные препараты, применяемые при лечении хирургической патологии.
|
Назначить медицинские препараты при лечении изучаемой патологии. |
Техникой подкожных и внутримышечных инъекций |
2 |
ОПК-11 |
Готовность к применению медицинских изделий, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи.
|
Основные современные медицинские изделия, инструменты и аппараты |
Выбирать нужные медицинские изделия для оказания необходимой хирургической помощи |
Основными медицинскими изделиями и правильно их использовать |
3 |
ПК-5 |
Готовность к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальныхпатологоанатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания. |
Диагностическое значение изменений, выявленных при клиническом исследовании больного, использовании методов лабораторно-инструментальной диагностики. |
Проводить опрос, физикальное исследование больного; интерпретировать результаты лабораторно-инструментальной диагностики и использовать в обосновании диагноза и выборе хирургической тактики. |
Методами клинического исследования больного хирургического профиля, интерпретацией результатов дополнительных методов исследования для рационального выбора способа оперативного вмешательства. |
4 |
ПК-6 |
Способностью к определению у пациентов основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем – Х пересмотр, принятой 43-ей Всемирной Ассамблеей Здравоохранения, г. Женева, 1989 г. |
Основные патологические состояния, симптомы, синдромы заболеваний, нозологические формы в соответствии с МКБ. |
Определять основные патологические состояния, симптомы, синдромы заболеваний, нозологические формы в соответствии с МКБ у больных с изучаемой патологией. |
- |
5 |
ПК-8 |
Способностью к определению тактики ведения пациентов с различными нозологическими формами. |
Тактику ведения больных с изучаемыми нозологическим и формами. |
Определять тактику ведения пациента с изучаемыми нозологическим и формами. |
- |
- Общая трудоемкость дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц (216 часов), из них контактная работа – 126 часов, в том числе в интерактивной форме – 18 часов.
- Образовательные технологии
В ходе освоения дисциплины при проведении аудиторных занятий используются следующие образовательные технологии: лекционно-практико-зачетная технология, проблемное обучение, деловые, ролевые и операционные обучающие игры и здоровьесберегающие технологии.
При организации самостоятельной работы занятий используются следующие образовательные технологии: информационно-коммуникационные технологии; работа с рентгеновскими снимками, работа с методической и учебной литературой.
- Контроль успеваемости
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды текущего контроля тестовый контроль, решение ситуационных задач, устный опрос.
По данной дисциплине предусмотрена форма отчетности: экзаменационная ведомость, история болезни, журнал регистрации посещаемости студентов.
Промежуточная аттестация проводится в форме:
зачет - в 4 семестре, экзамен - в 5 семестре.
АННОТАЦИЯ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая хирургия.
по направлению/специальности 31.05.02 “Педиатрия”
- Цели и задачи освоения дисциплины
Цели освоения дисциплины:
введение студентов в специальность, определение места хирургии среди всех медицинских дисциплин; научить студента применять знания анатомии, физиологии и других фундаментальных дисциплин для решения конкретных практических клинических задач, освоить базовые принципы диагностики, лечения и профилактики хирургических заболеваний и выполнять общеврачебные манипуляции.
Изучение основ современной клинической хирургии формирует клиническое мышление и позволяет студенту в последующем успешно постичь не только диагностику и лечение отдельных хирургических заболеваний, но и освоить другие медицинские предметы.
Задачи освоения дисциплины «Общая хирургия»
Ознакомление студентов со структурой хирургических учреждений (поликлиника, стационар общей хирургии, туберкулезного диспансера), с оснащением и оборудованием хирургического кабинета. Ознакомление с работой врачей на хирургическом приеме больных. Освоение основных принципов этики и деонтологии, без которых невозможно овладеть искусством обращения с больными. Акцентировать внимание студентов на задачах хирургии; выделить группу самых распространенных заболеваний и научить оказывать экстренную помощь хирургическим больным.
При этом основными задачами дисциплины являются научить студента:
- целенаправленно выяснить жалобы больного и историю развития заболевания, проводить физикальное обследования хирургического больного (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация), намечать план обследования хирургического больного;
- организовать хирургическую деятельность с соблюдением правил асептики в помещениях хирургического стационара и поликлиники;
- определять основные хирургические синдромы и диагностировать основные виды гнойно-септических заболеваний (этиология, патогенез, классификация, клиника, основные принципы диагностики и лечения наиболее распространенных хирургических заболеваний);
- обучение студентов оказанию первой врачебной помощи при возникновении неотложных состояний;
- ознакомление студентов с принципами организации и работы лечебно-профилактических учреждений различного типа;
- формирование навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров;
-формирование навыков общения с больным с учетом этики и деонтологии в зависимости от выявленной патологии и характерологических особенностей пациентов;
- формирование у студента навыков общения с коллективом.
- Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (ВПО)
Учебная дисциплина Б1.Б.20 «Общая хирургия. Введение в специальность» относится к базовой части дисциплин специальности 31.05.02 «Педиатрия» (уровень специалитета) высшего медицинского образования и изучается в четвертом и пятом семестрах.
Освоение дисциплины базируется на знаниях, умениях и навыках, формируемых предшествующими дисциплинами и практиками:
Биология: знания: общие закономерности происхождения и развития жизни; антропогенез и онтогенез человека; законы генетики, ее значение для медицины; закономерности наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии наследственных и мультифакторных заболеваний человека; умения: пользоваться физическим и биологическим оборудованием, работать с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами); составлять схему семейной родословной на основе опроса пациентов; навыки: определять тип наследования заболеваний внутренних органов.
Биохимия: знания: химико-биологическая сущность процессов, происходящих в живом организме, на молекулярном и клеточном уровнях; строение и биохимические свойства основных классов биологически важных соединений, основные метаболические пути их превращения; роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ в организме; правила техники безопасности и работы в химических и биологических лабораториях, с реактивами, приборами, животными; умения: обоснование стандарта биохимических лабораторных исследований при различных заболеваниях внутренних органов; навыки: интерпретации результатов наиболее распространённых методов лабораторных биохимических исследований.
Анатомия человека: знания: анатомно-физиологические особенности строения и развития организма человека; умения: соотнести топографию внутренних органов с проекцией на поверхность тела человека при клиническом исследовании больного; навыки: определять проекцию внутренних органов на поверхность тела пациента.
Гистология, эмбриология, цитология: знания: основные закономерности развития и жизнедеятельности организма человека на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гисто-функциональные особенности тканевых элементов; умение: анализировать гистологическое состояние различных клеточных, тканевых и органных структур человека; работа с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами); навыки: интерпретировать результаты гистологического исследования биопсийного материала нормальных органов.
Нормальная физиология: знание: основные физические явления и закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека; функциональные системы организма человека, их регуляцию и саморегуляцию при воздействии внешней среды в норме; умение: ориентации в механизмах функциональных процессов в организме человека; навыки: интерпретации результатов нормальных инструментальных и лабораторных методов исследования.
Учебная практика «Уход за терапевтическим и хирургическим больными»: знания: виды санитарной обработки больных, типы лихорадок, особенности наблюдения и ухода за больными с заболеваниями различных систем организма; умения: санитарная обработка больного при поступлении в стационар и в период пребывания в стационаре, смена нательного и постельного белья больного, обработка пролежней; уход за больными различного возраста, страдающими заболеваниями различных органов и систем, их транспортировка; термометрия, контроль суточного диуреза, сбор биологического материала для лабораторных исследований, антропометрия, постановка различных видов клизм, кормление тяжелых больных; дезинфекция и предстерилизационная подготовка медицинского инструментария, материалов и средств ухода за больными; навыки: уход за больными с учетом их возраста, характера и тяжести заболевания; уход за тяжелобольными и агонирующими больными.
- Требования к результатам освоения дисциплины
Изучение дисциплины «Общая хирургия. Введение в специальность» в рамках освоения образовательной программы направлено на формирование у обучающихся следующих общепрофессиональных и профессиональных компетенций:
№ п/п |
Индекс компетенции |
Содержание компетенции (или ее части) |
В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны: |
||
знать |
уметь |
владеть |
|||
1 |
ОПК-8 |
Готовность к медицинскому применению лекарственных препаратов и иных веществ и их комбинаций при решении профессиональных задач. |
Лекарственные препараты, применяемые при лечении хирургической патологии.
|
Назначить медицинские препараты при лечении изучаемой патологии. |
Техникой подкожных и внутримышечных инъекций |
2 |
ОПК-11 |
Готовность к применению медицинских изделий, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи.
|
Основные современные медицинские изделия, инструменты и аппараты |
Выбирать нужные медицинские изделия для оказания необходимой хирургической помощи |
Основными медицинскими изделиями и правильно их использовать |
3 |
ПК-5 |
Готовность к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальныхпатологоанатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания. |
Диагностическое значение изменений, выявленных при клиническом исследовании больного, использовании методов лабораторно-инструментальной диагностики. |
Проводить опрос, физикальное исследование больного; интерпретировать результаты лабораторно-инструментальной диагностики и использовать в обосновании диагноза и выборе хирургической тактики. |
Методами клинического исследования больного хирургического профиля, интерпретацией результатов дополнительных методов исследования для рационального выбора способа оперативного вмешательства. |
4 |
ПК-6 |
Способностью к определению у пациентов основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем – Х пересмотр, принятой 43-ей Всемирной Ассамблеей Здравоохранения, г. Женева, 1989 г. |
Основные патологические состояния, симптомы, синдромы заболеваний, нозологические формы в соответствии с МКБ. |
Определять основные патологические состояния, симптомы, синдромы заболеваний, нозологические формы в соответствии с МКБ у больных с изучаемой патологией. |
- |
5 |
ПК-8 |
Способностью к определению тактики ведения пациентов с различными нозологическими формами. |
Тактику ведения больных с изучаемыми нозологическим и формами. |
Определять тактику ведения пациента с изучаемыми нозологическим и формами. |
- |
- Общая трудоемкость дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц (216 часов), из них контактная работа – 126 часов, в том числе в интерактивной форме – 21 часов.
- Образовательные технологии
В ходе освоения дисциплины при проведении аудиторных занятий используются следующие образовательные технологии: лекционно-практико-зачетная технология, проблемное обучение, деловые, ролевые и операционные обучающие игры и здоровьесберегающие технологии.
При организации самостоятельной работы занятий используются следующие образовательные технологии: информационно-коммуникационные технологии; работа с рентгеновскими снимками, работа с методической и учебной литературой.
- Контроль успеваемости
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды текущего контроля тестовый контроль, решение ситуационных задач, устный опрос.
По данной дисциплине предусмотрена форма отчетности: экзаменационная ведомость, история болезни, журнал регистрации посещаемости студентов.
Промежуточная аттестация проводится в форме:
зачет - в 4 семестре, экзамен - в 5 семестре.