1. Развитие основных научных направлений факультета физической культуры и реабилитации
Научно-исследовательская работа кафедры адаптивной физической культуры представлена направлением «Изучение механизмов адаптации и резистентность организма при гипоксии различного генеза». (Научный руководитель д.б.н., профессор М.В. Балыкин) С 2010 года тема включена в план приоритетных научных направлений Российской Академии медицинских наук «Гипоксия». В рамках данного направления выполняются следующие кандидатские диссертационные работы: Якупов Р.Н. «Изменения биоэлектрической активности скелетных мышц у спортсменов при формировании сложнокоординационных двигательных навыков»; Жарков А.А. «Функциональные и молекулярно-клеточные механизмы адаптации к физическим нагрузкам»; Павлов Д.А. «Влияние электростимуляции спинного мозга на соматические и вегетативные функции человека». Кафедра имеет научные связи с: НИИ физиологии им. И.П. Павлова РАН (С-Пб, Россия), НЦ реконструктивно-восстановительной хирургии (Бишкек, Республика Кыргызстан), Киргизско-Российским (Славянским) университетом (Бишкек, Республика Кыргызстан), лабораторией двигательной нейрореабилитации КФУ (Казань, Россия), НИЦ «Арктика» ДВО РАН (Магадан, Россия), Институтом эволюционной физиологии и биохимии имени И.М. Сеченова РАН (С-Пб, Россия), Департаментом интегративной биологии и физиологии (США), Институтом физиологии НАН Беларусь (Минск, Беларусь).
Тема научного исследования кафедры физической культуры «Формирование культуры здоровья студентов на основе использования средств и методов физического воспитания и спорта с оздоровительно-рекреативной направленностью». Тема соответствует направлению программы приоритетных научных исследований ИМЭиФК «Здоровьесберегающие технологии» на 2016-2020 г.г., выполняемых в рамках межкафедрального сотрудничества. Целью данного исследования является повышение культуры здоровья студенческой молодежи средствами и методами физической культуры и спорта.
Данное исследование осуществляется на базе УлГУ преподавателями кафедры физической культуры (ежегодное тестирование проявление двигательных качеств студентов 1-3 курсов, которое проводится 3 раза в год: осенью, зимой и весной) с последующей обработкой результатов статистическими компьютерными программами. Исследование проводится комплексно и охватывает студентов, занимающихся в различных учебных отделениях всех факультетов и колледжей, входящих в структуру УлГУ.
Результаты исследования: получены данные о динамике уровня физической подготовленности и функционального состояния организма студентов УлГУ являются базой для разработки рекомендаций с целью повышения эффективности процесса физического воспитания студентов.
В направлении научно-исследовательской работы кафедры физической культуры аспиранты кафедр адаптивной физической культуры, физиологии труда и спорта, теории и методики физической культуры и спорта выполняют исследования в рамках тем диссертационных работ
Ожидаемые результаты: в 2016-2017 г.г. продолжить исследование динамики физической подготовленности и функционального состояния организма студентов УлГУ, разработать и внедрить в учебный процесс программы с оздоровительно-рекреативной направленностью и план мероприятий по формированию культуры здоровья студентов.
2. Активность НИР
2.1. Информация о развитии деятельности подразделения с институтами академий наук, крупными ГНЦ.
В рамках договора с НИИ физиологии им. И.П. Павлова РАН продолжаются работы по изучению возможностей неинвазивной электростимуляции в реабилитации больных с нарушениями функций спинного мозга.
19-23 сентября 2016 года на базе УлГУ проведена VI Всероссийской конференции с международным участием «Медико-физиологические проблемы экологии человека».
24-28 октября 2016г. совместно с НИИ физиологии им. И.П. Павлова РАН проведена XIII Всероссийская школа-семинар с международным участием «Вопросы Экспериментальной и клинической физиологии дыхания» (Санкт-Петербург).
2.4. Оценка состояния материально-технической базы подразделения.
Материально-техническая база факультета является достаточной для организации практических и самостоятельных занятий студентов направлениям бакалавриата 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)» и 49.03.01 «Физическая культура» по базовым дисциплинам. Список оборудования, используемого в учебно-образовательном процессе и научно-исследовательской деятельности: электрокардиограф ЭК1Т-04 Аксион ЮМГИ (3 шт.), электроэнцефалографический комплекс «Мицар», гипоксикатор «Тибет-4», оксигемометр, тонометры (5 шт.), спирограф микропроцессорный СМП21/01, спирометр, динамометры (6шт.). Для проведения интерактивных занятий, защит курсовых и выпускных квалификационных работ имеется мультимедиа проектор, экраны (3 шт.).
В рамках программы стратегического развития «Обеспечение высококвалифицированными кадрами инновационного развития сферы здравоохранения и медицинской промышленности в 2015 году и плановый период 2016-2018 годы» приобретен компьютерный многофункциональный комплекс для исследований ЭМГ, ВП, ЭРГ и ОАЕ «Нейро-МВП-8».
3. Итоги и перспективы НИР, проводимых в рамках международного сотрудничества
3.1.Программы, в рамках которых осуществляется международное сотрудничество
-организации – партнеры:
- Институт физиологии НАН Беларусь (Минск, Беларусь),
- НЦ реконструктивно-восстановительной хирургии (Бишкек, Республика Кыргызстан),
- Киргизско-Российский (Славянский) университет (Бишкек, Республика Кыргызстан).
- результаты сотрудничества: 19-23 сентября 2016 года проведена VI Всероссийской конференции с международным участием «Медико-физиологические проблемы экологии человека».
Рейтинг преподавателей факультета физической культуры и реабилитации ИМЭиФК за 2016 год
В соответствии с решением Ученого совета от 22.03.2016 г. №8/230 организована комиссия по подведению итогов рейтинга ППС и кафедр факультета ФКиР в составе: В.В. Вальцев – председатель комиссии; В.А. Каширин; О.Л. Быстрова – члены комиссии; И.В. Антипов – секретарь.
Индивидуальные рейтинги преподавателей факультета:
№ |
ФИО |
Должность |
Баллы |
|
Вальцев В.В. |
зав. кафедрой |
720 |
|
Балыкин М.В. |
зав. кафедрой |
182,5 |
|
Гондарева Л. Н. |
профессор |
120 |
Каленик Е.Н. |
доцент |
120 |
|
|
Айзятулова Е.Д. |
доцент |
105 |
Каширин В.А. |
зав. кафедрой |
105 |
|
|
Быстрова О.Л. |
доцент |
96,12 |
|
Антипов И.В. |
доцент |
75 |
Купцов И.М. |
доцент |
75 |
|
|
Гласнова В.П. |
доцент |
70 |
|
Арбузова О.В. |
доцент |
45 |
Коновалова Л.В. |
доцент |
45 |
|
Махова Н.А. |
доцент |
45 |
|
|
Сокунова С.Ф. |
профессор |
38,5 |
|
Казанцев А.А. |
доцент |
15 |
Леонтьева О.А. |
старший преподаватель |
15 |
|
|
Горлова Л.А. |
доцент |
0 |
|
Гурьянов А.М. |
доцент |
0 |
|
Зайнеева Р.Ш. |
доцент |
0 |
|
Кодолова Ф.М. |
доцент |
0 |
|
Ларионова Е.В. |
доцент |
0 |
|
Мамакина И.А. |
старший преподаватель |
0 |
|
Мерчин В.А. |
доцент |
0 |
|
Парфенов В.А. |
доцент |
0 |
|
Портнов А.Н. |
доцент |
0 |
|
Федулов В.К. |
доцент |
0 |
|
Богданова А.В. |
старший преподаватель |
0 |
|
Васильева Н.Ю. |
старший преподаватель |
0 |
|
Выборнова Т.В. |
старший преподаватель |
0 |
|
Голованов Е.А. |
старший преподаватель |
0 |
|
Есин В.Н. |
старший преподаватель |
0 |
|
Зоренко О.М. |
старший преподаватель |
0 |
|
Карташова Д.А. |
старший преподаватель |
0 |
|
Коникова А.А. |
старший преподаватель |
0 |
|
Лапшина Л.В. |
старший преподаватель |
0 |
|
Ларин Н.Д. |
старший преподаватель |
0 |
|
Маркелов В.Л. |
старший преподаватель |
0 |
|
Морозова Е.С. |
старший преподаватель |
0 |
|
Муллин А.И. |
старший преподаватель |
0 |
|
Ничков Ю.П. |
доцент |
0 |
|
Орлова Л.Н. |
старший преподаватель |
0 |
|
Россошанская Н.С. |
старший преподаватель |
0 |
|
Смирнова В.А. |
старший преподаватель |
0 |
|
Фомичева В.А. |
старший преподаватель |
0 |
|
Халилов Г.Х. |
старший преподаватель |
0 |
На основании проведенного расчета наибольшее число баллов получили:
№ |
ФИО преподавателя |
Должность |
Баллы |
|
Вальцев В.В. |
зав. кафедрой |
720 |
|
Балыкин М.В. |
зав. кафедрой |
182,5 |
|
Гондарева Л. Н. |
профессор |
120 |
|
Каленик Е.Н. |
доцент |
120 |
|
Айзятулова Е.Д. |
доцент |
105 |
|
Каширин В.А. |
зав. кафедрой |
105 |
|
Быстрова О.Л. |
доцент |
96,12 |
|
Антипов И.В. |
доцент |
75 |
|
Купцов И.М. |
доцент |
75 |
|
Гласнова В.П. |
доцент |
70 |
Молодой ученый, набравший максимальное количество баллов – Айзятулова Е.Д. (105 баллов).
Рейтинг кафедр факультета:
№ |
Кафедра |
Средний балл |
|
Теории и методики физической культуры и спорта |
253,18 |
|
Адаптивной физической культуры |
80,02 |
|
Физической культуры |
13,98 |
По результатам расчета лидирующее положение среди кафедр факультета занимает кафедра Теории и методики физической культуры и спорта – 253,18 балла.