ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ГИПОТАЛАМО-ГИПОФИЗАРНО-ГОНАДНОЙ СИСТЕМЫ К ОБУЧЕНИЮ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ У СТУДЕНТОВ
Л.И. Григорова, Е.Б. Горшенева, Ю.Б. Черкасова, Ю.С. Килигова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина», г. Тамбов, Россия
Исследование саливарного уровня тестостерона, эстрадиола и прогестерона у студентов 1–3 курсов в трех исследуемых группах (российские студенты, не менявшие место жительства, российские студенты, изменившие место жительства по причине поступления в вуз и группа иностранных студентов). На 1 курсе отмечен анэргический тип реактивности организма у иностранных студентов (как у юношей, так и у девушек), российские же первокурсники имеют сниженнй (гипоэргический) тип реактиности. Нормоэргия в группе юношей уже достигается к 3 курсу, а у девушек, лишь после третьего.
Ключевые слова: адаптация, студенты, половые гормоны, тестостерон, прогестерон, эстрадиол, климатогеографические особенности.
Список литературы:
1. Балашов В.Н., Удовиченко О.А., Евдокимов В.Г. Влияние климата на состояние здоровья и развитие респираторной патологии у иностранных граждан, обучающихся в военно-учебных заведениях РФ // Бюллетень, 2014. – Вып 51. – С. 69–74.
2. Вундер П.А. О механизмах тормозного и стимулирующего влияния женского полового гормона на секрецию гонадотропинов // Усп. совр. биол., 1992. – Том 112. № 4. – С. 609–625
3. Ferin M. Stress and the reproductive cycle // J. Clin. Endocrinol. Met., 1998. – 84. N 6. – P. 1768–1774.
4. Figueiredo H.F., Dolgas C.M., Herman J.P. Stress activation of cortex and hippocampus is modulated by sex and stage of estrus // Endocrinology, 2002. – 143. N 7. – P. 2534–2540.
5. Levine J.E. Editorial: Stressing the importance of sex // Endocrinology, 2002. – 143. – N 12. – P. 4502–4504.
6. Martini L., Motta M., Piva F., Zanisi M. LH RF, LH RH, GnRH – what controls the secretion of this hormone // Mol. Psychiatry, 1997. – 2. – N 5. – P. 373–376.
7. Matteri R.L., Watson J.G., Moberg G.P. Stress and acute adrenocorticotrophin treatment suppresses LH RHinduced LH release in the ram // J. Endocrinol, 1984. – N 72. – P. 385–393.
8. Tsuma V.T., Einarsson S., Madej A., Forsberg M., Lundeheim N. Plasma levels of progesterone and cortisol after ACTH administration in lactating primiparous sows // Acta Veterinar. Scand., 1998. – 39. N 1. – P. 71–76.
9. Vanlier E., Andersson H., Clariget R.P., Forsberg M. Effects of administration of adrenocorticotropic hormone (ACTH) on extragonadal progesterone levels in sheep // Reproduction Domest. Anim., 1998. – 33. N 2. – P. 55–59.
ADAPTIVE FEATURES OF THE HYPOTHALAMIC-PITUITARY-GONADAL SYSTEM TO THE HIGHER EDUCATION IN STUDENTS
L.I. Grigorova, E.B. Gorsheneva, Y.B. Cherkasova, Y.S. Kiligova
Tambov State University named after GR. Derzhavin, Tambov, Russia
The study of the salivary level of testosterone, estradiol and progesterone in the students of the 1–3 courses in the three study groups (Russian students who did not change their place of residence, Russian students who changed their place of residence due to admission to the university and a group of international students). On the 1st course, anergic type of organism reactivity was noted in foreign students (both in young men and young women), while Russian freshmen have a reduced (hypergic) type of reactivity. Normergy in the group of young men is already reached by the third year, and in girls, only after the third.
Keywords: adaptation, students, sex hormones, testosterone, progesterone, estradiol, climatogeographic features.