размер шрифта
А
А
А
кёрнинг
ААА
ААА
ААА
цвета сайта
А
А
А
А
А
DOI 10.34014/MPPHE.2021-156-159

Материалы конференции (скачать)

Исследование нейропластичности с помощью визуального теста на селективное внимание при обучении по методике комплексного музыкально-певческого воспитания

Огороднов Д.М., Евдокимов С.А., Кропотов Ю.Д.

 ФГБУН Институт мозга человека им. Н. П. Бехтеревой РАН, Санкт-Петербург, Россия
 

Методика Комплексного Музыкально-Певческого Воспитания является мощным инструментом развития голоса  и музыкальности человека, так как в ходе работы по ней кроме слуховой, активно задействуются соматосенсорная, моторная (за счёт включения рук и речедвигательного аппарата) и зрительная зоны, что активно способствует изменению картины доминантных центров коры, стимулируются и развиваются такие когнитивные функции, как внимание, речь, память, праксис. Нейропластичность тесно связана с обучением музыке, о чём красноречиво говорит исследование G. Schlaug, в котором объясняются некоторые сенсомоторные и когнитивные улучшения, связанные с музыкальным обучением. Это позволяет предполагать эффекты нейропластичности при работе по методике КМПВ, в которой объединение различных модальностей является главным принципом обучения. Для исследования потенциалов, связанными с событиями авторы используют двустимульный тест на селективное внимание (VCPT Go/NoGo-тест).

Ключевые слова: ЭЭГ, ПСС, визуальный Go/NoGo-тест, музыкально-певческое воспитание по Д. Е. Огороднову, методика КМПВ.

Список литературы:

  1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. – Музыка, 1971. – 376 с.
  2. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Методическое пособие. – Киев: Музична Украïна, 1981. – 164 с.
  3. Огороднов Д.М., Евдокимов С.А., Гапонова В.Е. Изменения восприятия звуковой информации в ходе музыкально-певческого воспитания по Д.Е. Огороднову: нейрофизиологическое исследование потенциалов, связанных с событиями. Тезисы в материалах I Национального Конгресса по когнитивным исследованиям. — М., 10-16 октября 2020.
  4. Павлов И.П. Избранные труды по физиологии высшей нервной деятельности. – Ленанд, 2019. - 124 c.
  5. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. Попытка свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы. – Ленанд, 2019. – 24 с.
  6. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.-Л.: АПН РСФСР, 1947. – 355 с.
  7. Ухтомский А.А. Доминанта. Физиология поведения. – М.: АСТ, 2020. – 320 с.
  8. Schlaug G. Musicians and music making as a model for the study of brain plasticity. – Prog Brain Res. – 2015. – Vol. 217. – P. 37-55. doi: 10.1016/bs.pbr.2014.11.020. PMID: 25725909.

 

The research of neuroplasticity by the Visual Continuous Performance Tasks in teaching by the method of complex music and vocal education

Ogorodnov D.M., Evdokimov S.A., Kropotov Yu.D.

N.P. Bekhtereva Institute of the Human Brain of the Russian Academy of Sciences, St-Petersburg, Russia

 

The Methodology of Comprehensive Music and Vocal Education (CMVE) is a powerful pedagogical instrument which helps a person's to improve its voice and musicality. Because several zones, such is auditory, somatosensory, motor (mainly due to the inclusion of hands and speech motor apparatus) and visual are actively involved, which is active contributes to a change in the picture of the dominant centers of the cortex, stimulates and develops such cognitive functions as attention, speech, memory, praxis. Neuroplasticity is closely related to music education, as indicated, for example, by such work as G. Schlaug, which explains some of the sensorimotor and cognitive improvements associated with music education. This allows us to assume and test the effects of neuroplasticity when working according to the CMVE method, which also uses different modalities. To investigate event-related potentials, the authors use a two-stimulus selective attention test (VCPT Go / NoGo test).

Key words: EEG, ERP, VCPT-task, musical-vocal education by D.E. Ogorodnov.

Наверх