Влияние тренинга с биологической обратной связью на психофизиологические показатели человека
Розенталь С.Г., Егорова В.Ф.
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Казань, Россия
Повышенная тревожность считается довольно распространенной проблемой современного общества. В настоящее время разрабатываются и тестируются различные методы снижения уровня тревоги и стресса. Целью данной работы являлось изучение влияния тренинга с биологической обратной связью по дыхательной аритмии сердца на тревожность у студентов. В исследовании принимали участие студенты в возрасте 20-21 года, обладающие повышенным уровнем тревожности. После прохождения тренинга мы отмечаем снижение уровня ситуативной тревожности, показателей частоты сердечных сокращений, частоты дыхания и увеличение дыхательной аритмии сердца по сравнению с первоначальными данными. Полученные результаты говорят об эффективности применения БОС-тренинга для коррекции уровня тревожности у студентов.
Ключевые слова: БОС-тренинг, биологическая обратная связь, дыхательная аритмия сердца, диафрагмально-релаксационное дыхание, тревожность, стресс, студенты.
Список литературы:
- Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988. - с. 13-21.
- Грехов Р.А., Сулейманова Г.П., Харченко С.А., Адамович Е.А. Психофизиологические основы применения лечебного метода биологической обратной связи // Природные системы и ресурсы. - Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 11, Естеств. Науки. - 2015. - № 3 (13). - С. 10.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с.
- Сметанкин А.А. Метод биологической обратной связи по дыхательной аритмии сердца - путь к нормализации центральной регуляции дыхательной и сердечно-сосудистой систем (Метод Сметанкина) // Биол. обратная связь. - 1999. - № 1. - С. 18-29.
The effect of biofeedback training on human psychophysiological indicators
Rozental S.G., Еgorova V.F.
Kazan Federal University, Kazan, Russia
Increased anxiety is considered a fairly common problem in modern society. Various methods are currently being developed and tested to reduce anxiety and stress. The purpose of this work was to study the effect of training with biofeedback on respiratory sinus arrhythmia on anxiety in students. The study inVved students aged 20-21 years with high levels of anxiety. As a result, we can note a decrease in the level of reactive anxiety, heart rate, respiratory rate and an increase in respiratory sinus arrhythmia compared to initial date. The results obtained indicate the efficiency of using biofeedback training to correct the level of anxiety in students.
Keywords: biofeedback training, biofeedback, respiratory sinus arrhythmia, diaphragmatic relaxation breathing, anxiety, stress, students.