ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
ПО КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (ПАТОПСИХОЛОГИЯ, НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ)
- Предмет, задачи и методы нейро- и патопсихологии.
- Проблема мозговой организации высших психических функций.
- Основные принципы строения мозга.
- Методы клинического нейропсихологического исследования по А.Р. Лурия.
- Нарушения внимания, памяти и эмоций при локальных поражениях головного мозга, методы диагностики.
- Эмоциональные нарушения при очаговых поражениях головного мозга.
- Основные принципы строения зрительного, слухового и кожно-кинестетического анализаторов.
- Сенсорные нарушения различных анализаторов.
- Виды и классификация агнозий.
- Способы диагностики различных агнозий.
- Классификация апраксий.
- Диагностика различных видов апраксий.
- Психологическая структура речи.
- Экспрессивная и импрессивная речь.
- Функции речи. Определение афазии.
- Классификация афазий.
- Диагностика афазии.
- Восстановление речи при различных видах афазий.
- Предмет и задачи патопсихологии.
- Патопсихологическое исследование и патопсихологический эксперимент.
- Классификация экспериментально-психологических методик.
- Патопсихологическое исследование и патопсихологический эксперимент.
- Основные аспекты проведения клинико-психологической беседы и наблюдения.. Нарушения познавательной деятельности: классификация нарушений мышления, памяти, внимания.
- Классификация нарушений мышления: нарушение операциональной стороны мышления, нарушение динамики мышления, нарушение личностного компонента мышления.
- Нарушение памяти: опосредованного и неопосредованного, произвольного и непроизвольного запоминания; динамики мыслительного процесса; мотивационного компонента памяти.
- Внимание: ослабление внимания, сужение объема внимания, снижение концентрации внимания, трудности переключения внимания, истощаемость, лабильность концентрации внимания. Патопсихологические методики для исследования когнитивных процессов.
- Нарушения личности.
- Патопсихологические методики для исследования когнитивных процессов и особенностей личности.
- Шизофренический симптомокомплекс.
- Аффективно-эндогенный.
- Олигофренический симптомокомплекс.
- Экзогенно-органический симптомокомплекс.
- Личностно-аномальный симптомокомплекс.
- Психогенно-психотический симптомокомплекс.
- Психогенно-невротический синмптомокомплекс.
- Эпилептический симптомокомплекс
- История развития психокоррекции и психотерапии (Месмер, Пюисегюр, Фария, Бред, Дюбуа, З.Фрейд, А.Адлер, К.Г.Юнг).
- Психотерапия и психокоррекция. Взаимоотношение основных понятий.
- Особенности личности психотерапевта.
- Гипноз как психотерапевтический метод. Теории гипноза.
- Аутогенная тренировка и самовнушение по Куэ
- Особенности психотерапии при неврастении и истерическом неврозе.
- Особенности психотерапии при депрессии и фобическом неврозе.
- Психотерапия алкоголизма, никотинизма.
- Использование психотерапии в других областях клинической медицины. Основные понятия психотерапии психосоматических заболеваний.
- Психоанализ З.Фрейда. Основные психоаналитические техники: продуцирование материала, анализ материала пациента, рабочий альянс.
- Психоаналитические защитные механизмы: вытеснение, отрицание, рационализация, проекция, регрессия, сублимация, сопротивление.
- Психотерапевтические механизмы: сопротивление, трансфер, идентификация, интроекция, контртрансфер.
- Аналитическая психология и психотерапия К.Юнга. Индивидуальная психология и психотерапия А.Адлера.
- Бихевиоральная терапия. Современные когнитивно-поведенческие методы психотерапии.
- Экзистенциально-гуманистическая психотерапия. Логотерапия В.Франкла. Клиент-центрированная терапия К.Роджерса.
- Гештальттерапия Ф.Перлза. Механизмы нарушения процесса саморегуляции. Уровни невроза. Основные техники.
- Телесно-ориентированная психотерапия. Учение. В.Райха. Понятие «мышечной брони» в телесной психотерапии. Техники Александера, Фельденкрайза, Лоуэна. Первичная терапия Артура Янова.
- Трансперсональная психотерапия. Холотропный подход к психотерапии. Метод холотропного дыхания С.Грофа. Использование измененных состояний сознаний в психотерапии и народной медицине.
- Основные положения групповой психотерапии. Виды групп, процессы и признаки психокоррекционных групп. Состав групп, показания и противопоказания к групповой психотерапии. Формирование группы.
- Личность руководителя группы, типы поведения в группе, групповые нормы и этика. Групповая динамика, лечебные факторы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александров А.А. Современная психотерапия.— СПб., 1997.
2. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства.— М., 1993.
3. Андреас К., Андреас С. Измените свое мышление — и воспользуйтесь результатами,— СПб., 1994.
9. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы.— М., 1988.
10. Бехтерев В.М. Гипноз (сборник статей).— Донецк, 1999.
11. Бурно М.Е. Клиническая психотерапия.— М., «ОППЛ», 2000.
12. Бьюджесталь Дж. Искусство психотерапевта.— СПб., 2001.
13. Возрастные аспекты групповой психотерапии.— Л., 1988.
14. Гринсон Р. Практика и техника психоанализа.— Новочеркасск, 1994.
19. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия. В кн.: Основные направления современной психотерапии.— М., 2000.
21. Кочунас Р. Основы психологического консультирования. /Пер. с лит.— М., 1999.
22. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний.— М., 1991.
23. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии.— М.; — Екатеринбург, 1999.
24. Мэй Р. Искусство психологческого консультирования.— М., 2002.
25. Мясищев В.Н. Психология отношений.— М.,— Воронеж, 1995.
26. Перлз Ф.С. Внутри и вне помойного ведра. Перлз Ф.С., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии.— СПб., 1995.
27. Психотерапевтическая энциклопедия. /Под ред. Б.Д.Карвасарского.— СПб., 2002.
29. Психотерапия. /Под ред. Б.Д.Карвасарского.— СПб., 2000.
30. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека.— М., 1994.
31. Рудестам К. Групповая психотерапия.— СПб., 2001.
36. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции.— М., 1989.
37. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапии семьи.— СПб., 1999.
39. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии.— СПб., 2000.