Темы лабораторных занятий.
3 семестр:
Тема 1. Введение в психологию. Практическое занятие.
Вопросы к теме: Основные отрасли психологии. Структура психики человека. Основные функции психики. Методы современной психологии.
Тема 2. Ощущение и восприятие. Практическое занятие.
Вопросы к теме: Основные характеристики и свойства анализаторов. Классификация ощущений. Свойства сенсорных процессов. Основные свойства восприятия. Виды восприятия. Развитие ощущений и восприятия.
Методики: Тест Люшера, иллюзии восприятия.
Тема 3. Психология внимания и памяти. Практическое занятие.
Вопросы к теме: Виды и формы памяти. Параметры памяти. Способы управления памятью. Функции внимания. Механизмы и свойства внимания. Классификация внимания
Методики: Заучивание 10 слов, пиктограмма, корректурная проба, таблицы Шульте.
Тема 4. Эмоции, воля, сознание. Практическое занятие.
Вопросы к теме: Функции эмоций. Классификация эмоций. Эмоциональные феномены. Уровни сознания. Структура сознания. Неосознаваемое психическое. Самосознание. Воля и волевые свойства. Волевая регуляция поведения. Волевые свойства личности.
Методики: Проективные методики, Люшера.
Тема 5. Мышление, воображение, речь и интеллект. Практическое занятие.
Вопросы к теме: Основные функции, виды, формы мышления и мыслительных операций. Основные функции речи. Виды речи. Развитие речи. Вспомогательные средства языка. Понятие об интеллекте.
Методики: толкование пословиц, простые и сложные аналогии, сравнение понятий, выделение существенных признаков, обобщение, тест Векслера, тест Равена.
Тема 6. Особенности психических процессов в детском, подростковом и зрелом возрасте. Практическое занятие.
Вопросы к теме: Возрастная периодизация. Ведущие факторы развития. Возрастные кризисы. Особенности гетерохронного развития познавательных процессов.
Методики: Проективные методики: Дом, дерево, человек.
Тема 7–8. Педагогические аспекты профессиональной деятельности врача. Практическое занятие.
Вопросы к теме: Педагогические составляющие процесса врачевания. Знание сильных и слабых сторон своей педагогической деятельности. Способность к саморегуляции как профессионально значимая характеристика личности медика. Средства и методы педагогического воздействия на личность. Мнемоприемы. Способы, помогающие обучаемому понять материал. Обучение умственным операциям. Формирование психомоторных навыков, навыков социального поведения. Профилактическая медицина и работа врача. Отношение к здоровью. Профессиональное общение медика. Уровни общения. Эмпатия. Социально-ролевое общение.
Методики: тренинги межличностного роста, тренинги общения, методики развития памяти, внимания, мышления.
4 семестр:
Тема 9. Концепции личности в отечественной психологии. Практическое занятие.
Вопросы к теме: Задачи психологии личности. Иерархия мотивов. Концепции личности.
Методики УСК и RSK. Заполнение опросников, обработка и интерпретация. Выведение среднегрупповых оценок для сравнения с другими группами.
Тема 10. Концепции личности в зарубежной психологии. Практическое занятие.
Вопросы к теме: Психоаналитические теории, экзистенциально-гуманистические теории личности. Современные модели личности.
Методики Кеттелла, FFI. Заполнение опросников, обработка и интерпретация.
Тема 11. Темперамент как формально-динамическая характеристика индивидуальности. Практическое занятие
Вопросы к теме: Проблема биосоциального в дифференциальной психологии. Определение темперамента. Теории темперамента.
Методики Айзенка (EPQ), Русалова (В-ОСТ). Заполнение опросников, обработка и интерпретация.
Тема 12. Психология характера. Практическое занятие.
Вопросы к теме: Характер как социальный полюс интеграции личностных свойств. Ядро черт характера. Структура характера. Формирование и развитие характера.
Методика: Леонгарда (акцентуации характера). Заполнение опросника, обработка и интерпретация.