Российская государственная система образования регулярно модернизируется и реформируется с целью повышения качества образования, обеспечения востребованности и конкурентоспособности выпускников. С внедрением ФГОС третьего поколения образование в России вступило в эру расширенных возможностей, вышло за привычные границы преподавания специальных дисциплин и становится все более интерактивным, открывая для учащихся новые пути самореализации и профессионального развития. На сегодняшний день основной целью образования является выпуск на рынок труда компетентного специалиста, способного адаптироваться к быстро меняющейся среде существования.
Внедрение компетентностного подхода в образовании требует формирования соответствующей образовательной среды и поиска наиболее прогрессивных методологических оснований, способствующих качественному освоению общих и профессиональных компетенций. Одним из наиболее эффективных путей способствующих достижению высоких образовательных результатов, выявлению одаренных студентов и повышению общего интереса к выбранной профессии, являются студенческие мероприятия, носящие состязательный характер, такие как конкурсы профессионального мастерства, различные студенческие олимпиады, выставки достижений обучающихся, конференции и подобные формы внеаудиторной работы.
Интеллектуальные состязания влияют на формирование тактичности у участников, толерантности, активной позиции учащихся, воспитывают чувство уверенности в своих силах, умение ставить цели и добиваться их, умение реализовать себя в интересных и посильных делах и закладывают фундамент личности, способной в дальнейшем успешно решать жизненно важные цели и задачи.
Необходимо отметить, что поддержка талантливой молодежи в системах высшего и профессионального образования на сегодняшний день, является одним из приоритетных направлений деятельности министерства образования РФ. Государственная поддержка характеризуется как разработкой концептуальных положений, на основе которых, формируется и осуществляется государственная молодежная политика, так и непосредственной поддержкой и стимулированием победителей и лауреатов.
В системе высшего и среднего профессионального образования наиболее актуально проведение олимпиад. Проведение профессиональных олимпиад способствует:
– Выявлению наиболее одаренных и заинтересованных студентов;
– Повышению качества профессиональной подготовки обучающихся и дальнейшего совершенствования их профессиональной компетентности;
– Проверке способности студентов к самостоятельной профессиональной деятельности, развитие профессионального мышления, развитие конкурентной среды и повышению престижности образовательных программ;
– Обмену передовым педагогическим опытом;
– Повышению интереса к изучению профессиональных дисциплин;
и др.