В 2005 г. Иван Степанович Антонов начал работу по открытию автомобильного направления подготовки на инженерно-физическом факультете высоких технологий УлГУ. Уже в 2006 г. осуществлен первый набор студентов, а в 2010 г. состоялся первый выпуск.
Кафедра "Проектирование и сервис автомобилей" создана в 2011 г. путем отделения цикла "Автомобили" от кафедры "Физическое материаловедение".
Обучение велось по очной полной (пятилетней), по очной сокращенной (3,5 года), а также по заочной сокращенной (4 года) программам.
С переходом на государственные образовательные стандарты третьего поколения (ГОС-3) осталось только две программы: очная, бюджетная, 5 лет, специалитет и заочная, внебюджетная, 4 года.
В конце 2014/2015 учебного года вышел новый стандарт ФГОС-3+ по программе бакалавриата, в связи с чем учебные программы заочного обучения были переработаны и сразу внедрены для всех курсов (в образовательных стандартах закон имеет обратную силу).
В начале 2016/2017 учебного года вышел новый стандарт ФГОС-3+ по программе специалитета, в связи с чем учебные программы очного обучения были также переработаны и внедрены для всех курсов.
В новых образовательных стандартах предусмотрен компетентностных подход, уделяется большое внимание практике студентов. Для внедрения новых стандартов была изменена структура учебного плана. В новой концепции образовательного процесса большое внимание уделено следующим направлениям подготовки:
- введено сквозное (во всех семестрах) обучение по конструкции автомобилей и тракторов - будущий инженер-конструктор по автомобилестроению обязан хорошо знать историю автомобилестроения, современные конструкции узлов и агрегатов (в том числе гибридные) и тенденции развития автомобильной промышленности;
- введено сквозное обучение по компьютерной подготовке - будущий инженер-конструктор должен быть уверенным пользователем современных 3D-технологий. Студенты осваивают пакеты программ Компас-3D, NX, SolidWorks;
- ведено параллельное освоение типовых методик расчета автомобилей и компьютерных технологий расчета, заложенных в пакеты Компас-3D, NX, SolidWorks;
- программа по изучению электрооборудования автомобилей и тракторов усилена программами по освоению электронного оборудования современного автомобиля (цифровые технологии в автомобиле). Закуплено дорогостоящее диагностическое оборудование (Bosch) и начато обучение студентов работе со сканером и мотортестером. В 2018/2019 году планируется внедрить в учебный процесс программу применения микроконтроллеров, которых в современном автомобиле становится все больше и больше.
Для повышения качества обучения за счет мотивации студентов внедрено практико-ориентированное обучение: студенты в рамках курсовых и дипломных проектов проектируют и затем в ходе преддипломной практики сами изготавливают автомобиль. Защита дипломного проекта проходит рядом с реальным автомобилем, а по его реальным характеристикам можно судить, насколько глубоко студент разобрался в теме (см. наши проекты).