Система образования на современном этапе развития российского общества выступает одним из фундаментальных институтов, успешное функционирование которого способствует социальной интеграции обучающихся всех уровней и форм обучения. Оно является одним из перспективных социальных лифтов, позволяющих создавать условия для непрерывного личностного развития и расширять возможности социального развития, профессионального и карьерного роста.
Инклюзия вводит в российскую образовательную практику традицию объединения одним понятием людей с разными проблемами, акцентируя внимание не только на состоянии здоровья и уровне его тяжести, но и на потребности человека в особых условиях, лишение которых рассматривается как нарушение прав и препятствие развитию.
В инклюзивной практике сотрудников Кафедры физической культуры процесс обучения и вовлечения в социальную активность детей-инвалидов и лиц с ОВЗ носит комплексный характер. Система мероприятий, основанная на совместной деятельности студентов, педагогов, психологов и родителей, функционирует в режиме дифференцированного использования разнообразных технологий, обеспечивающих условия для развития личности, и использует имеющиеся в распоряжении ресурсы для выбора наиболее эффективных путей решения социально-педагогических проблем.
В рамках университета инклюзивная практика направлена на обеспечение и организацию сопровождения образовательного процесса лиц с ОВЗ и инвалидностью для получения ими качественного высшего образования, эффективной самореализации в различных видах профессиональной деятельности и полноценного участия в жизни общества. Для достижения указанных ориентиров Кафедрой разработан Университетский курс по выбору для студентов «Инклюзивное образование для всех». Также сформированы Методические рекомендации для образовательных структурных подразделений УлГУ по разработке и использованию адаптированных ОПОП в учебном процессе.
Помимо этого, Кафедра активно сотрудничает в вопросах инклюзии с различными образовательными и социальными учреждениями региона, организуя и участвуя в проведении физкультурно-спортивных мероприятий и праздников, социальных и благотворительных акций, инклюзивных проектов и программ регионального и муниципального уровней. Важным направлением в этой работе является социализация детей с ОВЗ в дошкольных и общеобразовательных учреждениях.
Для формирования ценностных ориентиров обучающихся Кафедра активно сотрудничает с волонтерскими отрядами внутри университета и иными профильными добровольческими организациями Ульяновской области.
Также на базе Кафедры развиваются и другие направления работы по внедрению инклюзии. Среди них:
- Адаптация учебного материала как один из способов преодоления трудностей обучающихся.
- Разработана адаптированная программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 15.02.08 Технология машиностроения (для слабослышащих)
- Разработана адаптированная программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 27.02.02. Техническое регулирование и управление качеством (для слабовидящих)
- Дистанционные сетевые курсы для профессионального роста педагогов в системе образования детей с инвалидностью и ОВЗ.
- Разработана адаптированная программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 15.02.08 Технология машиностроения (для слабослышащих);
- Разработана адаптированная программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 27.02.02. Техническое регулирование и управление качеством (для слабовидящих);
- Разработана адаптированная образовательная программа высшего образования по специальности 37.03.01 Психология (бакалавриат; очная и заочная формы) (для слабовидящих);
- Разработана адаптированная образовательная программа ВО по «Физической культуре и спорту» и «Элективным дисциплинам по физической культуре и спорту» для студентов специальной медицинской группы.
- Адаптация секционной работы по видам спорта к нуждам инвалидов и лиц с ОВЗ.
- На базе Кафедры физической культуры открыта инклюзивная практика в спортивной секции по бадминтону. С 2020 года в секции занимаются инвалиды с ОДА (класс - СР8, СР3).
Взаимодействие с людьми с инвалидностью и ОВЗ позитивно влияет на всех участников инклюзивных процессов, помогает понять себя, раскрыть новые возможности и воспитанникам, и педагогам. Главная задача инклюзивных проектов, реализуемых Кафедрой физической культуры, – социализация детей и студентов с особыми образовательными потребностями, развитие у них коммуникативных навыков, опыта сотрудничества, партнёрства, а также организация среды взаимодействия и совершенствование социальных компетенций, формирование позитивного отношения к миру, уверенности в себе и автономности.
Работу в рамках инклюзивных практик с 2013 года успешно организует Заведующая Кафедрой физической культуры, к.п.н., доцент Елена Каленик.
Ссылка на группу в социальной сети: https://m.vk.com/club52947266